108813, г.Москва, г.Московский, ул.Хабарова, 2 офис 817

5 правил взаимодействия бизнеса с бухгалтерией

Пока вы подбираете хвосты и клянетесь уволить своего бухгалтера, предлагаем познакомиться всего лишь с пятью правилами, выполнение которых облегчит вашу жизнь в следующем налоговом году

 

Правило первое. Передайте бухгалтерию на аутсорсинг

Аутсорсинг выгоднее штатных бухгалтеров — об этом сейчас пишут все бизнес-издания. Главное преимущество — уменьшение расходов на отделе бухгалтерии. Если компания передаёт бухгалтерию на аутсорсинг, она экономит на заработной плате сотрудникам, налогах с заработной платы. Отпадает необходимость организовывать рабочее место каждому бухгалтеру (мебель, канцелярские товары, оргтехника). Компания не приобретает программное обеспечение и правовую систему, не заботится о регулярном обновлении. Но главное преимущество в том, что для клиента услуга предоставляется непрерывно (без ухода на больничный и декретный отпуск). Тем не менее, в некоторых организациях присутствие штатных бухгалтеров продиктовано технологическим процессом. В такой ситуации аутсорсер выполняет функцию главного бухгалтера — проверяет правильность отражения операций в учёте, устраняет ошибки, формирует отчётность, считает налоги, предоставляет отчёты в проверяющие органы.

Но собственники бизнеса иногда хитрят и пользуются услугами приходящих бухгалтеров. Я хочу предостеречь вас — с штатным сотрудником вы в трудовых отношениях, с аутсорсером в гражданских (договор на оказание услуг), а вот с приходящим бухгалтером договариваетесь только на словах, так как они обычно отказываются заключать договор. И если после ухода (не дай Бог, внезапного) обнаруживаются ошибки в отчётности и неправильном начислении налогов, то ответственность ложится на вас. С такого бухгалтера вы ничего не сможете ни истребовать, ни возместить.

Правило второе. Прежде, чем начать работу, убедитесь в квалификации бухгалтера

Для этого задайте парочку провокационных вопросов предполагаемой кандидатуре . Нет, не спрашивайте диплом о высшем образовании. Как показывает практика, дело вовсе не в нем. Мне, как руководителю консалтинговой компании, важно — разговаривает или нет бухгалтер со мной на одном языке. Можно окончить институт с красным дипломом, а на простой вопрос на собеседовании не ответить.

Хотите убедиться в квалификации бухгалтера, спросите :

  • Что такое затраты организации и на каких счётах они отражаются?
  • Чем прибыль организации отличается от выручки?
  • Какие системы налогообложения бухгалтер знает?
  • В чем отличие бухгалтерского и налогового учёта?

Мне многое становится понятно уже после первого вопроса.

Правило третье. Выбирайте бухгалтерскую компанию, опираясь на следующие критерии

Благонадежность компании. Здорово, если вы лично знакомы с собственником или руководителем аутсорсера и уверены в работе компании. Рекомендации. Если компанию рекомендуют те, кому вы склонны доверять, значит и вы можете ей доверять. Экспертность и профессионализм. Собственниками таких компаний становятся главные бухгалтеры со стажем, что уже говорит о профессионализме. Если руководители дополнительно обучают и консультируют, выступают в качестве экспертов на семинарах, круглых столах, это добавляет доверия в глазах других. Время существования компании. Чем моложе компания, тем больше риска столкнуться с непрофессиналами. Но, вместе с тем, время — не всегда показатель. Хотелось бы предостеречь читателя от «нечистоплотных» бухгалтеров. Недавно с моими знакомыми произошел случай: в разгар отчётности бухгалтер «соскочил», оставив за собой бездонное количество ошибок в учёте и незакрытую отчётность. А сам создал себе фирму по обслуживанию и уже даже набрал клиентов! Внешний вид компании. Я имею ввиду наличие постоянного места обитания, логотипа, сайта, внешний вид офиса и сотрудников.

Правило четвертое. Потратьте время на изучение основ бухгалтерии.

Необязательно вникать в правила учёта, для того и работают бухгалтеры (штатные или сторонние), но зная некоторые хитрости, вы поймете, на что ваш бухгалтер тратит время. Мой опыт показывает, что собственники бизнеса не вникают в тонкости бухгалтерского учёта и в результате оказываются в ситуации, когда после ухода очередного «специалиста» становится ясно, что работа велась спустя рукава.

Какие же основы должен знать собственник?

  • Что такое затраты и как они формируют себестоимость товара (работы, услуги).
  • Какие налоги уменьшают налогооблагаемую базу, а какие нет.
  • Почему бухгалтерский и налоговый учёт отличаются.
  • В идеале было бы хорошо, если бы собственники знали, какие системы налогообложения существуют и какая больше подходит для бизнеса. Все остальное — уже нюансы и тонкости, которые знают бухгалтеры.

Правило пятое. Подчините управленческий учет бухгалтерскому.

Эта крутая вещь уже облегчила жизнь тысячам владельцев бизнеса во всем мире. Управленческий учет основан на элементах и технике бухгалтерского. Отличие в том, что бухгалтерский учёт подтверждается документально, а управленческий показывает реальные доходы и расходы организации и нужен лишь руководству. И хотя реальная картина происходящего в бизнесе ясна только на основании данных управленческого учёта, грамотно построенный бухгалтерский учёт позволяет собственникам экономить на налогах и принимать правильные управленческие решения. В моей практике был период, когда именно собственники бизнеса, отлично разбирающиеся в технике бухгалтерского учёта, используя его правила и стандарты, для управленческого учёта создавали такие учетные политики, которые давали реальную картину финансового состояния фирмы. Дело в том, что первоначальная информация формируется в бухгалтерском учёте и только потом обрастает недостающей информацией для управленца. И если бухгалтер даже на одном этапе своей работы допустит ошибку, исказится информация, которую собственник использует в принимаемых решениях. Неправильно посчитанный налог приведет к тому, что организация либо переплатит деньги в бюджет, либо, что ещё хуже, недоплатит. Отсюда напрашивается вывод: грамотно и профессионально поставленный бухгалтерский учёт — залог финансового спокойствия и инструмент для принятия верных управленческих решений.